Психологическая и психотерапевтическая поддержка среди молодежи, направленная на сокращение гражданских браков.

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, суингерство, групповой брак и др.

Откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. Последнее нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. Таким образом, налицо признаки семейной дезорганизации среди студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, ослаблению семейных традиций, ослаблению установок супружеской и семейной верности.

За время формирования экономического уклада в России просматриваются и четко наметившиеся изменения семейных установок, семейных ценностей.

Тема семьи важна для общественной жизни, потому что в России продолжает уменьшаться количество браков.

Студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются неподготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально его регистрировать, что влияет на ее репродуктивное поведение. Повысить уровень брачности, рождаемости и интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

В настоящее время большинство исследователей выделяют у семьи следующие функции:

1)  биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личном плане.

2)   удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

3)   социализация молодого поколения, поддержание культурного наследия общества;

4)   передача статуса, имущества, социального положения;

5)   поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

6) получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

7) моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

8)   развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

9)  предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

10) Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

11) получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

12) функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта; некоторые исследователи называют эту функцию психотерапевтической; в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия; это способствует доверительности в семейном общении, прочности семейных отношений.

Нормальная функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте и положительных изменениях, как каждого ее члена, так и семьи в целом.

Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности – потребность в браке, сексуальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное поведение – в своих конкретных формах брачного, сексуального и репродуктивного поведения – реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

В современном мире проблема готовности личности к брачной жизни становится все более актуальной. Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности к брачной жизни можно выделить правильное понимание роли семьи и брака личностью, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у нее установок, ориентаций на вступление в брак.

Фактором, определяющим стабильность молодых семей, выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная. Сюда включаются:

  1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.
  2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
  3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
  4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.
  5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит и от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Приобретенная в процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные: благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных, дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни.

Врач-психотерапевт ОГБУЗ «Белгородская ЦРБ» – Мухина Елена Павловна